Анализ российского рынка чая

Анализ российского рынка чая
Чай является относительно зрелым рынком в России, в основном благодаря его долгой истории
Рассмотрев мировой рынок чая, перейдем к анализу отечественного рынка. Чай для российских граждан – это один из самых любимых напитков. Его потребляют около 94% россиян. Среди стран мира Россия занимает пятое место по годовому потреблению чая на душу населения – 1,38 кг/год.

Внутреннее производство чая

В стране практически отсутствует сырьевая базы для производства классического чая. Производство чая, как и его потребление имеет определенную сезонность. Так, основной сбор чайных листов и типсов в РФ приходится на весну и лето, в то время как потребление чая напротив снижается в летний период и постепенно восстанавливается осенью.
Динамика валового сбора чая и изменения площади чайных насаждений в РФ в 2010-2016
Динамика валового сбора чая и изменения площади чайных насаждений в РФ в 2010-2016
Liberty Marketing по данным Росстат
В стране производится небольшое количество чая в окрестностях города Сочи. Всего насчитывается шесть производителей чая, и все они сосредоточены на качестве выпускаемой продукции. Каждый из садов использует свой уникальный подход к выращиванию и переработке, производя чай с уникальными характеристиками. Таким образом, в настоящее время отечественное производство чая в большей степени заключается в расфасовке импортного сырья и дальнейшей его ароматизации. Производство чая в РФ относительно стабильно.

Согласно статистическим данным Росстат производство чая можно разделить по следующим трем видам:

  1. Чай зеленый (неферментированный), чай черный (ферментированный) и чай частично ферментированный в упаковках массой не более 3 кг.
  2. Чай черный байховый. Он пользуется наибольшим спросом у российских потребителей.
  3. Чай зеленый байховый.
Динамика производства чая в РФ в 2010-2016 гг., метрических тонн
Динамика производства чая в РФ в 2010-2016 гг., метрических тонн
Liberty Marketing по данным Росстат
Рассмотрим производство каждого вида чая по регионам. Основным производителем чая зеленого (неферментированный), чая черного (ферментированный) и чая частично ферментированного, в упаковках массой не более 3 кг, выступает Северо-Западный Федеральный Округ – 78% от общего объема производства. Также значительный объем производства наблюдается у Центрального Федерального округа, однако его доля за семь лет сократилась более чем в 2 раза. Стоит отметить, что доля остальных регионов постепенно увеличивается. Так, доля Южного Федерального Округа выросла с 1% до 5%.
Динамика производства чая зеленого, черного в упаковках массой не более 3 кг по регионам, тонны
Динамика производства чая зеленого, черного в упаковках массой не более 3 кг по регионам, тонны
Liberty Marketing по данным Росстат
Требуется подробный отчет?
Закажите детализированный анализ интересующего рынка с учетом особенностей вашего бизнеса

Внутреннее потребление чая

В 2014 г. Россия находилась на 4 строчке по уровню потребления чая в мире. В настоящее время страна занимает 5 место в мире и третье место в Европе по объему потребления чая на душу населения в год – 1,38 кг. Смещение России на одну позицию обусловлено не сокращением потребления чая, а включением в список нового потребителя в лице Ирана.
Объем потребления чая в ведущих странах мира в 2016 г., кг на душу населения в год
Объем потребления чая в ведущих странах мира в 2016 г., кг на душу населения в год
Liberty Marketing по данным WorldAtlas
Наибольшим спросом у россиян пользуется черный чай. Его потребляют порядка 86% любителей чая. Доля зеленого чая в структуре потребления постепенно увеличивается, что связано с трендом здорового образа жизни. Травяные чаи у россиян менее популярны. Их потребляют около 1% любителей чая. Важно отметить, что россияне предпочитают потреблять чай в пакетиках или пирамидках – 51,10%.
Популярность различных сортов чая в РФ, %
Популярность различных сортов чая в РФ, %
Liberty Marketing по данным Lentra.ru

Импорт чая в РФ

Импорт чая в РФ продолжает сокращаться. Так с 2010 г. показатель упал на 10,5% или на 17 тыс. тонн. Это связано с девальвацией рубля в 2014 г., что негативно повлияло на импорт более дорогих сортов чая, особенно из Шри-Ланки. Однако несмотря на общую отрицательную динамику, объем ввоза чая в нефасованном виде увеличивается.
Динамика импорта чая в РФ в 2010-2016 гг., тыс.т
Динамика импорта чая в РФ в 2010-2016 гг., тыс.т
Liberty Marketing по данным ФТС
Основная доля импорта принадлежит черному чаю, который пользуется наибольшим спросом у российских граждан – 91% от общего объема импорта. При этом в рамках популяризации тренда ЗОЖ в обозримом будущем можно ожидать рост импорта зеленого чая.

Преимущественно Россия импортирует чай из стран Дальнего зарубежья – 99% от общего объема импорта чая. Основными странами экспортерами являются Индия – 31%, Шри-Ланка-23% и Кения-13%. Суммарно на 6 ведущих стран-экспортеров чая в РФ приходится 91% экспорта.
Структура импорта чая в РФ по странам-экспортерам в натуральном выражении в 2016 г, %
Структура импорта чая в РФ по странам-экспортерам в натуральном выражении в 2016 г, %
Liberty Marketing по данным ФТС

Экспорт чая в РФ

Экспорт чая из России имеет положительную динамику. За семь лет экспорт чая увеличился на 61%. Основной объем экспорта приходится на чай со вкусо-ароматическими добавками или без них. Ведущими импортерами чая из РФ выступают страны СНГ: Казахстан – 39% от общего объема экспорта чая РФ, Беларусь – 24%. Также значительный объем экспорта направляется в Украину – 17%.
Динамика экспорта чая из РФ в 2010-2016, тыс. т
Динамика экспорта чая из РФ в 2010-2016, тыс. т
Liberty Marketing по данным ФТС
Стоит отметить, что среди стран импортеров чая присутствуют страны лидеры производства данной продукции. Это обусловлено тем, что последние заинтересованы в поставках нетрадиционных сортов чая. Также постепенно наращиваются поставки на рынок Азербайджана, который на протяжении долго времени был закрыт для иностранных игроков из-за наличия в данной стране местного крупного игрока.
По мнению участников отрасли, одним из ключевых направлений развития российской чайной промышленности в ближайшем будущем станет развитие экспортных поставок в страны СНГ, Западной Европы и Ближнего Востока, а также усилении позиций чайной отрасли среди молодежи с помощью проведения различных выставок и конкурсов. Что касается потребления чая, то оно вряд ли снизится, т.к. для многих россиян чай является частью их образа жизни, от которого будет сложно отказаться.
Liberty Marketing - консалтинговое агентство. Мы специализируемся на разработке маркетинговой стратегии развития для промышленных и потребительских рынков
Наши проекты

Другие обзоры

Выберите интересующую вас отрасль
 
ООО "Либерти маркетинг бюро"
+7 (343) 290-08-00 / info@liberty7.ru
Запросить стоимость
+7 (495) 136-49-25
+7 (343) 290-08-00
info@liberty7.ru
Москва, Ленинградский пр-т, 47/2, 4-й этаж

Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 49, офис 219

Валенсия (Испания), c/Florista, 157 - 7
Ваше имя
Какой рынок интересует?
Комментарии
Ваш телефон
Ваш e-mail
ООО "Либерти маркетинг бюро"
Россия, Москва, Ленинградский пр-т, 47/2, 4-й этаж
Россия, Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 49, офис 219
Испания, Валенсия, c/Florista, 157 - 7
+7 (495) 136-49-25
+7 (343) 290-08-00
https://liberty7.ru
info@liberty7.ru
маркетинговые исследования