Виртуальная реальность на промышленном рынке России

Смех да и только. VR на промышленном рынке России
Еще несколько лет назад виртуальной и дополненной реальности пророчили изменить мир. На деле все оказалось сложнее

Ликбез.
Что такое VR и AR?

Существует виртуальная реальность (Virtual reality - VR) и дополненная реальность (Augmented reality - AR). Если VR позволяет пользователю с головой погрузиться в 3D-пространство - вы надевайте специальные очки с встроенным дисплеем вместо линз - то AR совмещает реальный мир с 3D-объектами, как в игре Pokemon Go.

Анализ рынка.
Мировой рынок VR/AR

Согласно экспертным прогнозам мировой рынок VR в 2016 г. оценивался в 1,8 млрд. долл., и к 2020 г. прогнозируется рост в 20 раз, до 37,7 млрд. долл. Ожидается увеличение доли сервисов и ПО, а в 2020 г. доля ПО превзойдет долю оборудования. При этом прогнозируется, что Sony Playstation VR и мобильная VR (от Samsung и других компаний) будут первыми драйверами потребительского рынка VR, меняя установленные базовые прогнозы в пользу мобильной VR.
Прогноз объема мирового VR / AR рынка к 2020
Основными отраслями применения технологий VR/AR в 2019 г. останутся:

  1. игры в виртуальной реальности (расходы на них составят 4 млрд. долл.),
  2. фильмы и видео (2 млрд. долл.),
  3. игры в дополненной реальности (616 млн. долл.).

Среди коммерческих приложений технологий VR/AR в топ-3 войдут:

  1. обучение – 1,8 млрд. долл.
  2. оформление сетевых магазинов – 558 млн. долл.
  3. обслуживание промышленного оборудования – 413 млн. долл.

Анализ рынка.
Российский рынок VR/AR

Объем российского рынка устройств, ПО и контента к концу 2016 г. оценивался в 1,2 млрд. руб. Объем рынка VR-решений для бизнеса – 348 млн. руб. Количество проданных VR-единиц в 2016 г. составило 560 тыс., а к 2020 г. показатель вырастет до 5,41 млн.
Объем и прогноз рынка виртуальной реальности в России
Согласно прогнозу до 2020 объем частного сектора будет стабильно в 2-3 раза больше корпоративного
Объем российского рынка корпоративных клиентов к 2020 г. составит 7,5 млрд. долл. При этом рынок оборудования снизит темпы роста, передав пальму первенства услугам и ПО.
Объем и прогноз рынка виртуальной реальности в России
К 2020 году, по мнению экспертов, программное обеспечение на рынке VR / AR России обгонит "железо"
Объем и прогноз рынка виртуальной реальности в России

Анализ рынка.
Опрос бизнеса в РФ

Весной 2017 г. был проведен опрос 247 руководителей 200 крупнейших компаний России и всех ключевых отраслей экономики
15%
УЖЕ ВНЕДРИЛИ
Используют
9%
БУДУТ ВНЕДРЯТЬ
Планируют
41%
ЕСТЬ ЗНАНИЕ
Не внедряют
35%
НЕТ ЗНАНИЯ
Не внедряют

Анализ рынка.
Тренды и барьеры ЦА

На данный момент, интеграция VR-технологий в бизнесе низкая. В 2016 г. не более 20 компаний начали внедрять VR технологий в свой бизнес. К ключевым факторам, сдерживающим рост, эксперты относят:
-1-
"Это игрушка"
Существующие стереотипы о VR-технологиях, такие как "это просто игрушка для детей", мешают воспринимать продукт серьезно
-2-
"Как внедрять?"
Отсутствие необходимой инфраструктуры и стандартов не позволяет посчитать и оценить инвестиции для использования VR в бизнесе
-3-
"Это дорого"
Высокая стоимость приобретения и внедрения не соответствует ожиданиям целевой аудитории
Ускорить развитие VR/AR в России планируется в том числе с помощью разработки Национальной технологической инициативы (НТИ) АСИ, которую планируется реализовать к 2035 г. В приоритетных – «СКВОЗНЫХ» - технологиях на 10 месте: «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополнительной реальностей».

Анализ рынка.
Игроки VR/AR рынка в РФ

По данным российской «Ассоциации Дополненной и Виртуальной Реальности», число активно развивающихся компаний в сфере AR/VR за 2016 год утроилось и составило 183:

105 компаний в Москве
25 в Санкт-Петербурге
53 в других городах страны
При анализе игроков рынка были изучены 23 компании (17 сегмента «Обучение» и 6 сегмента «Промышленность»). В результате мы отобрали 12 компаний, которые предлагают решения для интересующих нас, промышленных рынков. Как видно из диаграммы справа, самым насыщенным сектором VR/AR является «Образование» (ОУ), в котором свои продукты предлагают 9 из 12 компаний (75%). Также, популярными отраслями являются недвижимость, автомобильная и авиационная, искусство, во многом, потому что данные отрасли чаще всего работают на конечного потребителя B2C
    Сегментация рынка виртуальной реальности России по отраслям-потребителям
    Сегментация рынка VR / AR России по отраслям потребления товаров и услуг
    Если рассматривать рынок с позиции услуг, то большинство игроков концентрируются исключительно на VR, AR и 3D моделировании. При этом обучение персонала далеко не всегда является их основной продукцией. На первое место выходят маркетинг, продажи, реклама и сфера развлечений. Исключение составляют две компании. Они предлагают электронное и дистанционное обучение, а также разработку технической документации.
      Не смотря на высокий потенциал VR / AR, российские промышленные предприятия пока не готовы (и не видят смысла) внедрять эти технологии в производственные процессы. Виртуальная реальность не является жизненно важным элементом существования компании, оставаясь дорогой игрушкой в глазах большинства руководителей.
      Liberty Marketing - консалтинговое агентство. Мы специализируемся на маркетинге промышленных и потребительских рынков

      Другие исследования

      ООО "Либерти маркетинг бюро"
      620026, Россия, г. Екатеринбург
      ул. Розы Люксембург, 49, офис 219
      +7 (343) 290-08-00
      https://liberty7.ru
      info@liberty7.ru
      маркетинговое агентство