Анализ рынка электромобилей в России и мире

На фоне сокращения мирового авторынка, электромобили демонстрируют рост. Так ли все радужно на рынке электрокаров, и следует ли Россия общемировым трендам?
Объем и динамика производства и потребления на отечественном рынке
Данные по 2019 году предоставляются бесплатно по форме ниже
Получите доступ к отчету по рынку электромобилей России 2019 ниже

Мировой рынок электромобилей

Мировой рынок автомобилей сокращается. После пиковых значений продаж в 2017 г, когда они составляли порядка 86 млн. шт., рынок за прошедший год упал на 420 тыс. шт. Как ожидается по итогам 2019 г. продажи могут достичь уровня 76 млн. шт.
Сегментация потребителей на рынке аутсорсинга учетных функций в России
Динамика продаж классический и электромобилей 2015-2018 гг., шт
При этом что касается рынка электромобилей, то он, напротив, за последние годы значительно вырос. Так, в 2018 г. был зафиксирован рекордный показатель продаж электромобилей в мире – 2,1 млн. единиц. Как ожидается к 2030 г. объем продаж электромобилей может достичь 27 млн. единиц, что в свою очередь увеличит спрос на электро-заправочные станции.
Сегментация потребителей на рынке аутсорсинга учетных функций в России
Структура продаж электромобилей в мире в 2018 г., %
В настоящее время в структуре продаж электромобилей лидируют модели, работающие исключительно на электроэнергии – 69% от общего объема продаж, в то время как 31% приходится на гибридные.

Если рассматривать структуру продаж электромобилей по странам, то здесь явным лидером выступает Китай – 54% от общемирового показателя. На втором месте находится Европа – 19% и замыкает тройку США – 18%.
Сегментация потребителей на рынке аутсорсинга учетных функций в России
Страновая структура продаж электромобилей в 2018 г., %

Тенденции и барьеры

мирового рынка электромобилей
  • Благоприятная государственная политика и субсидии
    Правительства различных стран разработали строгие нормы выбросов CO2, которые увеличили спрос на электромобили. Кроме того, правительства предоставляют стимулы и субсидии для стимулирования продаж электромобилей.
    1
  • Отсутствие стандартизации инфраструктуры зарядки
    Разные страны используют свои собственные стандарты для зарядки. При этом большой проблемой является то, что ряд станций зарядок могут быть совместимы только с определенным типом напряжения.
    2
  • Дефицит электро-заправочных станций, который будет усиливаться
    Как уже было сказано ранее, рост продаж электрокаров будет усиливать спрос на электро-заправочные станции в мире, а учитывая тот факт, что их уже сегодня не хватает в целом ряде стран, особенно где высока численность владельцев электрокаров, это может стать большой проблемой в ближайшем будущем.
    3
  • Электромобили – это друг и враг экологии
    Говорить в полной мере о том, что электромобили способны решить экологическую проблему нельзя, т.к. они оказывают различное воздействие на окружающую среду. С одной стороны, происходит сокращение выбросов СО2, но с другой стороны в настоящее время во многих странах нет каких-либо норм, регулирующих процесс переработки и утилизации батарей.
    4
  • Появление новой зависимости
    Лица, лобирующие идею о том, что электромобили сократят зависимость от традиционных источников энергии, что в свою очередь улучшит энергетическую безопасность развитых стран, также не совсем корректны в своих высказываниях. Да, зависимость от традиционных источников (нефть, газ и т.д.) сократится, но при этом вырастет зависимость от более редких источников сырья (лития, кобальта), использующихся при производстве батарей. А их на данный момент добывает намного меньшее количество стран, чем нефть
    5

Российский рынок электромобилей

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в российском парке легковых автомобилей на 1 июля 2019 года насчитывалось чуть более 4,6 тысячи электрокаров, что составляет менее 1% от общего числа легковых автомобилей.
Сегментация потребителей на рынке аутсорсинга учетных функций в России
Динамика парка электромобилей в России, шт
В настоящее время самым популярным электрокаром у россиян является Nissan Leaf, на него приходится около 80% от всего количества электрокаров, зарегистрированных в РФ. На втором месте с большим отставанием находится Mitsubishi i-MiEV – 7%.
Как ни странно, но больше всего электрокаров зарегистрировано не в Москве, а в Приморском крае – 735 шт. против 405 шт. Это обусловлено тем, что Приморский край является определенным хабом, куда свозят уже бывшие в употреблении электрокары из Японии и Китая. В целом примерно в 76 субъектах РФ на сегодня есть хотя бы один электромобиль.
Что касается рынка Урала, то на конец первого полугодия 2017 года на Урале был зарегистрирован 41 электромобиль. Лидером является Свердловская область, где насчитывается порядка 21 электрокара.

На данный момент ожидать какого-либо масштабного роста на российском рынке электромобилей не стоит. Большинство экспертов согласны, что за электромобилями будущее, но на данный момент наша страна к ним не готова. Необходимо как минимум порядка 10 лет для развития электромобильной отрасли.
Сегментация потребителей на рынке аутсорсинга учетных функций в России
Количество электромобилей на Урале на конец первого полугодия 2017 г, шт.

Ключевые барьеры развития электромобилей в России

Климатические условия
В некоторых инструкциях, например, в электрокарах Tesla, указано, что использовать транспортное средство при температуре ниже 15 градусов нежелательно. Но, учитывая особенности нашей стране, где порядка 4-5 месяцев длится зима, говорить о значительном развитии рынка электромобилей не приходится.
Огромная территория страны и низкая емкость аккумуляторов
К сожалению, ситуация такова, что в настоящее время максимальное расстояние, которое может проехать электрокар (Tesla Model S) без подзарядки составляет порядка 595 км. А самый популярный в России электрокар Nissan Leaf способен проехать лишь около 200 км без подзарядки. В результате это усиливает проблему дефицита электро-заправочных станций в стране.

Так, ярким примером, демонстрирующим нехватку электро-заправочных станций, является ситуации на федеральной трассе М4 «Дон», где было установлено две электро-заправочных станций на 46 и 1119 км. Следовательно, расстояние между двумя станциями превышает 595 км и электрокар не сможет просто доехать до следующей станции, чтобы подзарядиться.

Перспективы рынка

электромобилей в России
  • Зарядка на длительных стоянках
    В перспективе, как считает Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, электро-заправки и дальше будут появляться, но не на АЗС, а на местах длительной стоянки электромобилей: гаражах и паркингах
    1
  • Оптимизация электро-заправок
    Интеллектуальные технологии постепенно проникают в рынок электро-заправок. Так, в ряде стран сегодня используются интеллектуальные электро-заправочные станции, которые позволяют одновременно подключать к сети большое число электрокаров, выбирать точки зарядки, где есть свободные места, а также управлять процессом зарядки в режиме реального времени
    2
  • Каршеринг как драйвер
    Кроме того, интересным фактом является то, что совсем недавно представители каршеринга начали пополнять собственные автопарки электромобилями. Осенью 2017 г. YouDrive ввел в свой автопарк 7 электрокаров BMVi3, а в конце сентября в Москве «Яндекс Драйв» вывел 30 новых Nissan Leaf. Несмотря на то, что пока это лишь единичные проекты, в будущем каршеринг может стать одним из драйверов развития электромобильного рынка в России
    3

Доступ к отчету 2019

Рынок электромобилей России и мира
Error get alias

Актуальные рыночные обзоры

Посмотреть все обзоры рынков
Консультация
Напишите в наше маркетинговое агентство.
Мы ответим в ближайшее время
ООО "Либерти Маркетинг бюро"

ИНН 6672321454 / КПП 668501001
ОГРН 1106672014437

Юридический адрес:
620026 г. Екатеринбург, ул. Белинского д.61, офис 51

Фактический адрес:
620026, г.Екатеринбург, ул. Красноармейская д.72, офис 2

Телефон: 8 (343) 290-08-00
e-mail: info@liberty7.ru
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и принимаете условия пользовательского соглашения