На сегодняшний день насчитывается порядка 50 стран и регионов производителей чая и более 160 стран и регионов потребителей данного напитка. Число людей на Земле, потребляющих чай, составляет 3 млрд. человек. В целом глобальное потребление готового чая на душу населения составляет 35,2 литра в год.
Динамика мирового производства чая в 2001-2015 тыс. тонн Liberty Marketing по данным ФАО, Международный чайный комитет
В 2015 году в мире было произведено более 5 млн. кг. чая, из которых 38% было экспортировано в разные страны. Средний темп роста производства чая за период 2001-2015 гг. составил 4%.
Динамика производства чая в ведущих странах-производителях, тыс. тонн Liberty Marketing по данным Международный чайный комитет
В настоящее время Китай, Индия, Кения и Шри-Ланка являются крупнейшими странами-производителями и экспортерами чая. Китай и Индия преимущественно потребляют чай внутри страны, в то время как потребление чая в Кении и Шри-Ланке ограниченно, т.к. основная его часть уходит на экспорт. Суммарно на данные четыре страны приходится более 75% мирового производства и 60% мирового экспорта. Также растет доля других стран таких как Вьетнам и Индонезия.
Структура мирового рынка чая в 2006 и 2015 Liberty Marketing по данным Международный чайный комитет
В структуре мирового рынка чая за 10 лет произошли определенные изменения. Так, доля Китая возросла на 15,1%. При этом доля Индия упала с 26,8% до 22,9%. Кения и Шри-Ланка в 2006 г. производили практически равное количество чая, но спустя 10 лет Кения смогла вырваться вперед и в настоящее время занимает третье место среди производителей чая в мире.
Основными странами экспортерами чая как уже было сказано выступают Кения (21%), Китай (16%), Шри-Ланка (15%) и Индия (12%). Суммарно на 9 ведущих стран экспорта приходится около 82% мирового экспорта
Структура экспорта чая на мировом рынке в 2015 г., % Liberty Marketing по данным ФАО
В структуре импорта чая лидирующие позиции принадлежат России (16%), Пакистану (15%) и Великобритании (12%). Примечательно, что Кения, являясь ведущим экспортером чая, занимает 6 место в мире по его импорту. В дальнейшем рассмотрим кратко чайный рынок крупнейшего производителя в мире.
Структура импорта чая на мировом рынке в 2015 г., %. Liberty Marketing по данным ФАО
Китайский рынок чая
Китай является не только крупнейшим производителем, но и потребителем чая в мире. Средний темп роста производства чая в Китае с 2006 по 2015 гг. составил 9%. Общая площадь чайных плантаций также увеличивается. Стоит отметить, что в связи с повышением объемов производства стоимость чая в Китае в 2016 г. выросла на 12,04% по сравнению с 2015 г.
Структура производства чая в Китае в 2015 г., % Liberty Marketing
Кроме того, под влиянием рыночного спроса структура производства чая в Китае в течение последних лет постоянно менялась. Несмотря на то, что зеленый чай сохраняет абсолютное лидерство в структуре производства, его доля в общем объеме производства снижается. По состоянию на 2015 г. доля зеленого чая в общем объеме производства составляет 63,13%. При этом производство черного, темного и белого чая, а также чая улун быстро растет.
Динамика потребления чая в Китае, 10 тыс. тонн Liberty Marketing по данным ФАО
Динамика потребления чая положительна. В целом за 7 лет объем потребления чая вырос почти в 2 раза. Одной из причин роста является увеличение числа потребителей чая. Так, в городских районах с 2011 г. количество таких людей выросло на 6,3%. При этом потребление чая в сельской местности относительно стабильно. Структура потребления чая аналогична структуре его производства. Отличительной особенностью чайного рынка Китая является то, что традиционно население потребляет свежезаваренный чай и реже использует чайные пакетики.
По мнению экспертов, ряд факторов таких, как рост численности населения в мире, усиление тренда урбанизации в развивающихся странах, увеличение денежных доходов и конкуренции на продовольственном рынке, будут отрицательно сказываться на рынке чая. При этом к 2021 г. ежегодное потребление чая в мире может вырасти до 37,7 л./год на душу населения.