Профессиональное образование в РФ делится на 2 этапа – профессиональное и дополнительное профессиональное образование. При этом внутри профессионального образования существуют еще три подэтапа. В рамках каждого этапа реализуется определенный ряд задач, представленный на рисунке.
Структура профессионального образования в России
Переход от высшего к среднему образованию
По данным на 2018 число центров начального и среднего профессионального образования выросло на 9%, составив 3 956. При этом, количество квалифицированных рабочих с 2016 снизилось на 129 000 человек. Количество ВУЗов в России сокращается. Так, если в 2016 этот показатель составлял 896, то уже в 2018 кол-во снизилось до 766, а число студентов снизилось на 520 тыс. человек.
Динамика количества центров начального, среднего и высшего профессионального образования в России 2016-2018
Кого не хватает на предприятиях России?
Причина такого переключения с высшего на среднее образование проста. По данным опроса ВШЭ, незакрытым в большей степени остается спрос на квалифицированного рабочего, чем на специалиста среднего звена (диаграмма ниже).
В целом, с 2014 по 2016 количество вакантных мест на предприятиях сократилось на 22%, с 820 тыс. до 637 тыс. А списочная численность сократилась всего на 2%. Таким образом доля вакантных мест от общей списочной численности снизилась с 3% до 2%.
Спрос на рабочих, особенно в машиностроении, энергетике и пищевой промышленностях значительно выше спроса на специалистов среднего звена
Квалификация не соответствует требованиям
При этом Общепит и Машиностроение в наибольшей степени нуждаются в повышении профессионализма своих сотрудников, т.к. доля работников, чья квалификация ниже требований для выполнения работ в этих отраслях составляет 22% и 20%, соответственно. В большинстве колледжей страны оборудование не соответствует передовым технологиям, а профстандарты РФ не соответствуют международным
Несмотря на это, государство осознает сложную ситуацию на рынке труда страны. Агентство Стратегических Инициатив (АСИ) взялось за кадровое обеспечение промышленности рабочими и инженерами нового поколения к 2020.
Как сегодня решается проблема?
Агентство Стратегических Инициатив (АСИ) ввело ряд программ, которые направлены на плотное взаимодействие образовательных учреждений и предприятий
-1-
Дуальное образование
Предприятия и образовательные центры должны работать над тем, чтобы будущие выпускники получали больше практических знаний, проходя обучение на современном оборудовании предприятий
-2-
WorldSkills
Этот международный чемпионат профессионалов направлен не только на повышение профессионализма сотрудников, но и на улучшение имиджа рабочего как эксперта своего дела в России
-3-
Обучение на предприятии
Многие крупные предприятия предпочитают брать на себя как обучение, так и переподготовку и повышение квалификации своих текущих и будущих сотрудников
Большая доля расходов на обучение идет на обучение либо внутри предприятия (собственные центры), либо в необразовательных центрах подготовки кадров
В 2016 г. 6 млн. сотрудников организаций в РФ прошли обучение (дополнительное профессиональное обучение). Из них 5 млн. рабочих и специалистов, что выше уровня 2013 г. на 1,4 млн. Транспортная (600 тыс.) и энергетическая (430 тыс.) отрасли лидировали по количеству обученных сотрудников. За ними следовали производство транспорта (300 тыс.) и металлургия (280 тыс.). В этих же отраслях самой крупной категорией обучающихся были рабочие.
Отечественное образование отстает в теоретическом и практическом плане от потребностей не только мировой экономики, но и предприятий внутри страны. Активную роль в решении этой проблемы сегодня играет АСИ, которая занимается внедрением идеи дуального образования и WorldSkills. Однако, многие предприятия берут инициативу в свои руки - предпочитают сами обучать и переподготавливать сотрудников.