Рынок авиаперевозок в значительной степени зависит от колебаний экономической активности, цен на нефть и курса рубля. В течение 2015-2016 гг. рынок авиаперевозок РФ находился в кризисном состоянии. Однако, в 2017 г. отрасль постепенно начала восстанавливаться, что связано с возобновлением чартерных авиаперевозок, особенно в Турцию, укреплением курса рубля, введением новых тарифов на провоз багажа и рядом других событий.
Пассажирские авиаперевозки в России
Согласно данным Росавиации, в 2017 г. общее число пассажиров гражданской авиации выросло на 16,5 млн. чел. или на 18,6% в относительном выражении. Наибольший рост перевозок наблюдался среди пассажиров, вылетающих за пределы СНГ (+38%), что стало основной причиной, благодаря которой доля международных перевозок в целом в 2017 г. приросла на 4%. Это в свою очередь свидетельствует о постепенном восстановлении данного направления после падения в 2013-2016 гг. (с 54% до 36%).
Число пассажиров гражданской авиации России по направлениям, млн. чел. и норма занятости пассажирских кресел, %, 2010-2017 Liberty Marketing по данным Росавиации
Стоит отметить, что несмотря на общее падение в 2015-2016 гг., норма занятости пассажирских кресел выросла до 83,2%. Преимущественно за счет международных перевозок. Однако, процент занятости пассажирских кресел во внутренних перевозках еще отстает от уровня 2015 г. – 63,7% против 76,6%.
Пассажирооборот в России
В 2017 г. после спада, произошедшего в 2014-2016 гг., видно, что объем пассажирооборота превышает показатель докризисного периода. При этом с 2010 г. объем пассажирооборота железнодорожного транспорта значительно уступает воздушному. Следовательно, можно сделать вывод, что дальность полетов российских авиакомпаний увеличилась.
Основной рост пассажирооборота в 2017 г. наблюдался на международных рейсах между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ – 33,5%. Пассажирооборот на внутренних рейсах возрос на 10% по сравнению с 2016 г. При этом в распределении перевозок по дальности преобладают относительно короткие маршруты - до 4 тыс. км.
Динамика пассажирооборота воздушного и железнодорожного транспорта 2010-2017 гг., млрд. пассажиро-километров Liberty Marketing по данным ЕМИСС
Важно обратить внимание на то, что увеличение пассажирооборота воздушного транспорта обусловлено в первую очередь увеличением числа перелетов регулярными пассажирами, а не ростом спроса со стороны новых пассажиров.
По данным ВЦИОМ число россиян, пользующихся воздушным транспортом, составило 29%, что на 10% выше показателя 2014 г. В качестве причин по которым, граждане не пользуются услугами авиациями можно выделить: отсутствие необходимости в полетах (60% опрошенных), высокая стоимость билетов (26%), страх полета (33%).
Причины, по которым граждане отказываются от услуг авиаперевозчиков Liberty Marketing по данным ВЦИОМ
Конкуренция на рынке авиаперевозок
В целом в стране насчитывается около 35 авиапредприятий. По данным 2017 г. на долю 5 крупнейших авиаперевозчиков по количеству перевезенных пассажиров приходилось 65,9% рынка.
Структура рынка авиаперевозок, кол-во перевезенных пассажиров в 2017 Liberty Marketing по данным Росавиации
Спрос на авиаперевозки в России
Спрос на общественный транспорт в России растет. Согласно данным аналитического центра при Правительстве РФ за рассмотренный период времени в среднем на услуги общественного транспорта в общей структуре расходов населения приходилось 3,0%. Несмотря на то, что доля расходов на автомобильный транспорт за восемь лет снизилась на 4%, в общей в структуре расходов населения на транспортные услуги данный вид услуг сохраняет лидирующую позицию – 44,8%.
Что касается расходов на услуги авиации, то их доля с 2010 г. увеличилась с 13,9% до 18,9%. При этом доля расходов на услуги ж/д транспорта остается наиболее стабильной и по состоянию на 2017 г. составляет 30,8%.
Структура расходов населения на транспортные услуги, в 2010-2017 Liberty Marketing по данным Euromonitor
Таким образом, российский рынок пассажирских авиаперевозок после кризиса 2015-2016 гг. постепенно восстанавливается. По прогнозам в ближайшие 20 лет пассажирские перевозки в России и СНГ будут расти с темпом более 4% в год.