Рынок консалтинговых услуг России и Урала

Рынок консалтинговых услуг в России по-прежнему остается малоизученным. Мы решили рассмотреть его основные тенденции, динамику, а также грядущие изменения.

Вводная информация

Консалтинг – очень широкое понятие, и в литературе можно встретить множество разных трактовок. Но в целом можно сказать, что под консалтингом подразумевают профессиональную деятельность по оказанию помощи бизнесу в повышении его эффективности и достижении заявленных целей за счет решения основных операционных или стратегических задач.

Согласно данным Source Global Research, на сегодняшний день в мире порядка 75% компании тратят около 2-5% своего бюджета на консультационные услуги.
В рамках разработки стратегии и позиционирования был проведен анализ потребителей. Так несмотря на то, что все группы объединяются общей потребностью – разработкой дизайна помещения реализации товара или услуг, у каждой из них есть свои особенности.

Виды консалтинга

  • Стратегический
    Направлен на создание плана по реализации долгосрочных целей бизнеса
  • Управленческий
    Связан с менеджментом и организационными вопросами бизнеса
  • Операционный
    Ориентирован на текущую оперативную деятельность: решение микро-задач, направленных на выполнение стратегических планов
  • HR
    Консультирование по вопросам эффективного управления персоналом
  • Финансовый
    Управление корпоративными финансами, бухгалтерия и аудит
  • IT
    Технологические решения, направленные на создание, управление и оптимизацию IT-инфраструктуры бизнеса
  • Производственный
    Оптимизация производственных циклов, повышение эффективности производства, промышленный инжиниринг

Динамика рынка консалтинговых услуг России

Одной из особенностей российского рынка консалтинговых услуг является его прямая зависимость от обще экономической ситуации в стране, что ярко демонстрирует ниже представленный график, на котором мы можем увидеть значительное снижение рынка после 2015 (последствия введения санкций, обвала цен на нефть и девальвации курса рубля). Как следствие готовность потребителей приобретать консалтинговые услуги значительно сократилась.

Однако после 2016 г. рынок консалтинговых услуг начал постепенно «оживать». Основным драйвером роста стала подготовка к Чемпионату мира по футболу, который активизировал деятельность потребителей. Наличие «крупного проекта» является одной из главных черт развития российского рынка консалтинговых услуг.
Сегментация потребителей на рынке аутсорсинга учетных функций в России
Динамика развития рынка консалтинговых услуг в РФ по выручке в 2013-2018 гг., млн. руб
Liberty Marketing по данным RAEX («РАЭКС-Аналитика»)
В целом в 2018 рынок консалтинговых услуг значительно вырос, как по объему выручки на 11%, так и по уровню занятости средней численности специалистов консультантов на 19%.

Также можно констатировать, что спрос на услуги консультантов растет, но при этом цены на консалтинг, из-за снижения доходов подавляющего числа клиентов, падают. Потребители хотят получить консалтинговую услугу как минимум того же качества, что и раньше, но по меньшей стоимости. При этом они нацелены на получение результата не в долгосрочном, а в краткосрочном периоде. Это, в свою очередь, осложняет деятельность консалтинговых компаний и ужесточает конкуренцию между ними.

В целом несмотря на то, что прошедший год показал положительную динамику развития, в 2019 г., как отмечают эксперты, ожидать какого-либо значительного роста на рынке консалтинговых услуг не стоит. Основной проблемой остается отсутствие крупного проекта, что негативно сказывается на развитие бизнеса.

Лидеры рынка консалтинга России

Лидеры роста в консалтинге
+53%
HR-консалтинг
+24%
Финансовый консалтинг
+15%
Стратегический консалтинг

Лидеры по выручке в консалтинге
65 млрд. руб
IT-конслатинг
13 млрд. руб
Финансовый консалтинг
7 млрд. руб
Финансовый и юридический консалтинг
Сегментация потребителей на рынке аутсорсинга учетных функций в России
Динамика российского рынка консалтинговых услуг в 2016-2017 гг., млрд. руб
Liberty Marketing на основе данных РБК. Без учета данных компаний «большой четверки» и группы «Финэкспертиза» (нет данных о структуре выручки). Включая выручку от технологического аудита и консалтинга, строительного аудита
В целом можно говорить о том, что основная доля рынка принадлежит ИТ-консалтингу – 67% и как ожидается этот показатель будет расти. На втором месте находится финансовое управление – 13% Замыкает тройку налоговый и юридический консалтинг – 7%. Доля стратегического консалтинга и консалтинга по вопросам маркетинга составляет 3%. Давайте наиболее подробно остановимся на рассмотрение ИТ-консалтинга, как самого крупного сегмента консалтинговых услуг.

Динамика IT-консалтинга в России

В настоящее время данный сегмент ИТ-консалтинга падает. Это обусловлено спадом традиционно большого рынка «горизонтальной» системной интеграции, т.е. интеграции базовых, не связанных с ключевыми отраслевыми задачами технологий и систем. Другими словами, эпоха «системных интеграторов широкого профиля» постепенно уходит.
Сегментация потребителей на рынке аутсорсинга учетных функций в России
Динамика рынка IT разработки и системной интеграции, млрд. руб
Liberty Marketing на основе данных RAEX («РАЭКС-Аналитика»)
Что касается сегмента управленческого консультирования, то за период 2016-2018 гг. он вырос на 36%. В качестве основной причины такой положительной динамики можно выделить то, что компании постепенно осознают необходимость цифровизации своих бизнес-процессов.

В настоящее время можно говорить о том, что волна популярности информационных технологий, связанных с Big Data и прогнозной аналитикой заканчивается и начинается новый этап, включающий в себя развитие прогнозных алгоритмов, виртуальной реальности, робототехники и др.
Сегментация потребителей на рынке аутсорсинга учетных функций в России
Динамика рынка IT-управленческое консультирование, млрд. руб
Liberty Marketing на основе данных RAEX («РАЭКС-Аналитика»)

Динамика консалтинговых услуг на Урале

Совокупная выручка от аудиторских и консультационных услуг на рынке Урала падает (-12,2%). При этом такая тенденция наблюдается уже не первый год. По мнению участников рынка, это связано с низким уровнем деловой активности в стране. На Урале это чувствуется особо остро в силу специализации региона.
Сегментация потребителей на рынке аутсорсинга учетных функций в России
Соотношение номинальной выручки от аудита и консалтинга компаний, принимающих участие в рейтингах
Liberty Marketing по данным expert.ru
В структуре аудиторско-консалтинговых услуг преобладает общий аудит (31%), финансовый консалтинг (29%) и налоговый консалтинг (24%). При этом по объему выручки лидируют предприятия г. Екатеринбурга, Челябинска и Перми. Суммарно на них приходится 92% от общей суммы выручки предприятий.
Сегментация потребителей на рынке аутсорсинга учетных функций в России
Структура услуг, % от суммарной выручки видов консалтинговых услуг на Урале
Liberty Marketing по данным expert.ru

Выводы

по рынку консалтинговых услуг России
  • Сокращения бюджетов
    Предприятия сокращают свои операционные расходы, в том числе и на услуги консалтинга. В рамках сложившейся экономической ситуации не следует ожидать значительного увеличения рынка консалтинговых услуг
    1
  • Рост стоимости услуг
    Зарплаты консультантов и цены на услуги консультационных компаний растут, однако темпами ниже уровня инфляции. Как ожидается такая тенденция продолжится в ближайшем будущем
    2
  • IT - лидер
    Основным рыночным сегментом останется ИТ-консалтинг. Ожидается появление все большего числа проектов, связанных с разработкой цифровой стратегии
    3
  • Финансы - последователи
    Растет ценность бухгалтерского, налогового и юридического консалтинга из-за ужесточения налогового администрирования и изменения законодательства
    4
  • "Здесь и сейчас"
    Потребители становятся более требовательными и хотят получить достойный продукт по минимальной цене, результаты которого при этом можно будет увидеть в ближайшее время. Это в свою очередь ужесточает конкуренцию на рынке консалтинга
    5

Актуальные рыночные обзоры

Посмотреть все обзоры рынков
Error get alias
Консультация
Напишите в наше маркетинговое агентство.
Мы ответим в ближайшее время
ООО "Либерти Маркетинг бюро"

ИНН 6672321454 / КПП 668501001
ОГРН 1106672014437

Юридический адрес:
620026 г. Екатеринбург, ул. Белинского д.61, офис 51

Фактический адрес:
620026, г.Екатеринбург, ул. Красноармейская д.72, офис 2

Телефон: 8 (343) 290-08-00
e-mail: info@liberty7.ru
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и принимаете условия пользовательского соглашения