О рынке бутилированной (минеральной и питьевой) воды принято говорить в совокупности, т.к. сегменты этой общей категории пересекаются между собой как по назначению, так и по свойствам. По классификации Международной ассоциации производителей (IBWA) категорией, объединяющей понятие «минеральной» и «питьевой», является бутилированная вода.
Она не должна содержать подсластителей и добавок искусственного происхождения. Амортизаторы, экстракты и эссенции естественного происхождения могут быть добавлены в количестве не более весового 1%. Если же данная норма превышена, то вода считается безалкогольным напитком
Классификация бутилированной воды согласно IBWA
Такая сложная классификация обусловлена расположением источника природной воды (Артезианская, Ключевая, Колодезная), естественным количеством минералов и микроэлементов в источнике и возможностью искусственной очистки и минерализации питьевой воды.
Российская классификация несколько проще. Бутилированная вода подразделяется на три категории:
Минеральная вода, которая включает в себя столовую, лечебно-столовую и лечебную.
Искусственная вода
Питьевая вода
Сегментация и потребление бутилированной минеральной и питьевой воды
Весь объем бутилированной минеральной и питьевой воды, реализуемой на рынке РФ, делит рынок на сегменты по следующим признакам:
Сегментация питьевой воды по ее признакам
Важно отметить, что в развитых странах сегмент HOD (Home & Office Delivery) составляет 40% от всей бутилированной воды. Можно предположить, что емкость данного сегмента в РФ будет стремиться к этой величине в ближайшие 10 лет. На данный момент есть тенденция сокращения офисного потребления в связи с оптимизацией затрат предприятиями и увеличением доли домашних хозяйств. При этом домашние хозяйства более требовательны к качеству воды и их лояльность к бренду более высокая, чем у корпоративных клиентов. Последние при выборе воды в первую очередь обращают внимание на цену и качество сервисных услуг, в частности на доставку.
Потребление воды в сегменте Home & Office Delivery в России, офисы и домашние хозяйства в РФ Исследование Food and Drinks Market
Потребление питьевой воды в Екатеринбурге и Свердловской области
Уровень потребления бутилированной воды в РФ различается в зависимости от региона. При этом в крупных городах уровень потребления бутилированной воды существенно выше средних показателей по стране. В Свердловской области потребление бутилированной питьевой воды находится на высоком уровне. Если сравнивать со средним значением по РФ в 2015 г. 47,8 л/чел, то в Свердловской области этот показатель составлял 71,7 л/чел. В 2012-2014 гг. рост объема потребления бутилированной питьевой воды в Свердловской области составлял более 10% в год. С 2015 г. темпы роста рынка снизились до 9% в год.
Динамика потребления бутилированной питьевой воды в Свердловской области, литров/чел в год, 2011-2015
Error get alias
Error get alias
Важно отметить, что в г. Екатеринбурге и пригороде уровень потребления выше, чем в среднем по Свердловской области. Так, уровень потребления в Екатеринбурге на 15% выше среднего значения по Свердловской области. Согласно проведенным расчетам емкости рынка бутилированной воды, г. Екатеринбург потребляет треть питьевой бутилированной воды в Свердловской области.
Мы видим, что Екатеринбург занимает около 34% в потреблении бутилированной воды в Свердловской области
В Екатеринбурге рынок HOD составляет, как и в других крупных городах, примерно 30% всего объема рынка. Так, наибольшее количество воды сегмента HOD потребляют сотрудники офисов 16%. Сфера услуг и торговля потребляют около 5%. Домашние хозяйства 9-10%.
Доли основных сегментов потребителей HOD в общем объеме потребления Екатеринбурга
16%
Офисы
9%
Домашние хозяйства
5%
Сфера услуг
В дальнейшем был проведен анализ ценовых сегментов, уровня конкуренции в ценовых категориях и выделен наиболее перспективный для заказчика ценовой сегмент. На основе анализа деятельности основных игроков рынка Урала удалось получить проранжированный перечень приемов и способов продвижения бутилированной воды для выбранного сегмента, которыми заказчик может воспользоваться.
В рамках проведенного исследования заказчик смог получить ответы на то, в какой ценовой категории и как следует позиционировать свой бренд, кто является его целевой аудиторией, какие конкурентные преимущества он может использовать и каким образом эффективнее всего продвигать свою продукцию на рынке.