Рынок матрасов сильно пострадал в кризис 2008-2009 гг., упав на 25%, но уже в 2010 году сегмент матрасов начал восстанавливаться. Темпы роста в период 2010-2012 гг. составили 11-15% в год. В 2015 г. было отмечено рекордное падение емкости рынка матрасов, которое связано со снижением розничного чека и общей экономической ситуацией в стране. С 2016 г. рынок начал постепенно восстанавливаться, хотя падение еще продолжается.
Сдержанный спрос формируется в первую очередь, снижением активности в жилищном строительстве и режимом экономии, в котором существуют коммерческие потребители. Все большее число потребителей подходят к выбору матраса более рационально и вопрос комфорта для них играет не последнюю роль.
Динамика объема производства матрасов в России, 2005-2017, в млн. шт. и %
Импортная продукция составляет незначительную часть в структуре рынка матрасов, однако она превышает объем экспорта матрасов из РФ. При этом стоит заметить, что объем экспорта постепенно увеличивается.
Доля импорта и внутреннего производства в общем объеме предложения на рынке матрасов России
Структура потребления матрасов в России
По структуре потребления матрасов лидирующие позиции занимает категория другие – 86%. Она состоит из трех подкатегорий: общежитие – 0%, домохозяйства – 64%, дети -21%. В структуре потребления в коммерческих и социальных учреждениях лидирующие позиции принадлежат детским садам – 64% и специализированным учреждениям – 15%.
Структура потребления матрасов на рынке России, в %
Тенденции потребления на рынке матрасов
1
Частота покупок
Россияне стали чаще менять матрасы – в среднем один раз в 15-17 лет, а не в 27, как во времена тотального дефицита. В то же время европейцы меняют матрас раз в 10 лет.
Увеличению периодичности потребления способствовал бум жилищного строительства, в т.ч. немаловажную роль в этом играет рост малоэтажного строительства
2
Стоимость
Потребитель сегодня готов платить больше, чем раньше за комфортный сон. При этом оптовые покупатели мебели решают вопрос качества сна своих постояльцев неоднозначно. Низкая цена в большинстве случаев является ключевым требованием
3
Персонализация
Все чаще наблюдается тенденция, связанная с кастомизацией. Так, по мнению экспертов, около 10% покупателей так и не смогли найти желаемый матрас
Конкурентный анализ рынка матрасов
На сегодняшний день сильные игроки рынка забирают долю у слабых. Они предлагают матрасы достаточно хорошего качества по низкой цене, в результате чего слабые игроки не способны конкурировать с крупными производителями. За счет активизации крупных игроков падает стоимость среднего чека на матрасы.
В структуре производства матрасов по округам РФ лидирует Центральный федеральный округ с долей рынка более 60%. Затем следуют Сибирский и Поволжский федеральные округа. Это говорит о том, что количество производителей в регионе соответствует плотности населения – чем более густонаселен федеральный округ, тем большее количество производителей видят рыночные возможности.
Все большее развитие получает тема, связанная с культурой сна. Потребитель стал уделять больше внимания не только тому на чем он спит, но и в целом ему интересно узнать, зачем он вообще спят и что происходит с его организмом во время сна.
В результате ожидается, что одним из трендов ближайшего будущего будет разработка электронных устройств, которые будут контролировать сон человека, вычислять фазы «медленного» и «быстрого» сна.
Развитие темы диджитализации на рынке матрасов может стать способом преодоления тех или иных болезней, которые связаны, как с нарушением сна, так и в целом со всем здоровьем человека. Это в свою очередь может стать альтернативой медицинского осмотра и позволит потребителям экономить время и деньги